Индустрия программирования

Потребности применений



Насущные потребности применений, определяющие существенную мотивацию для перехода к
интероперабельным информационным системам и разработки соответствующей технологии,
включают следующие.

Функционирование систем в условиях информационной и реализационной неоднородности,
распределенности и автономности информационных ресурсов системы. Информационная
неоднородность ресурсов заключается в разнообразии их прикладных контекстов (используемых
онтологических средств - понятий, словарей; отображаемых реальных объектов, составляющих
"поверхность соприкосновения" различных реальных миров и их (объектов) абстракций в
информационных системах; семантических правил, определяющих адекватность совокупностей
моделируемых объектов реальности; моделируемых деятельностей; видов данных, способов их
сбора и обработки; интерфейсов пользователей и т.д.).

Реализационная неоднородность источников проявляется в использовании разнообразных


компьютерных платформ, средств управления базами данных, моделей данных и знаний, средств
программирования, операционных систем, и т.п.

Интеграция систем. Системы эволюционируют от простых, автономных подсистем к более
сложным, интегрированным системам, основанным на интероперабельном взаимодействии
компонентов.

Реинженерия систем. Эволюция деловых процессов - это непрерывный процесс, который является
неотъемлемой составляющей деятельности организаций. Соответственно, создание системы и ее
реконструкция (реинженерия) - непрерывный процесс формирования, уточнения требований и
конструирования. Реконструкция систем осуществляется постепенно. Система должна быть
сконструирована так, чтобы произвольные ее составляющие могли быть реконструированы при
сохранении целостности системы.

Миграция унаследованных систем. Любая система после создания противодействует изменениям и
имеет тенденцию быстрого превращения в бремя организации (т.н. legacy systems - унаследованные
системы, использующие "уставшие" технологии, архитектуры, платформы, а также собственно

программное и информационное обеспечение, при проектировании которых не были
предусмотрены нужные меры для их пошаговой миграции в новые системы, соответствующие
новым требованиям деловыx процессов и технологии). Существенно, что в процессе миграции
необходимо, чтобы мигрировавшие составляющие системы и оставшиеся компоненты
унаследованных систем сохраняли интероперабельность.

Повторное использование неоднородных информационных ресурсов. Технология разработки
информационных систем должна позволять крупномасштабно применить технологию повторного
использования информационных ресурсов, переходя от технологии программирования,
основанной на интенсивном индивидуальном труде по созданию вручную изделий,
удовлетворяющих специфическим требованиям одного конкретного применения, к технологии,
основанной на планируемых капиталовложениях в разработку повторно -используемых
компонентов, которые могут быть "соединены" (т.е., образованы их интероперабельные
сообщества) для производства серий стандартизованных продуктов в определенной прикладной
области.

Продление жизненного цикла систем. В условиях исключительно быстрого технологического
развития требуются специальные меры, обеспечивающие необходимую продолжительность
жизненного цикла.

Существенно, что свойство интероперабельности информационных ресурсов является
необходимой предпосылкой удовлетворения перечисленных требований.

Архитектура промежуточного слоя (middleware)

Основу информационной архитектуры систем составляет концепция промежуточного слоя
(middleware) - сосредоточение родовых служб в специальном слое архитектуры, расположенном
между операционной системой и средствами управления компьютерными сетями и прикладными
системами, специфическими для конкретных областей применения .

Традиционно к такому промежуточному слою относились средства управления и доступа к
данным, средства разработки программ, средства управления распределенными вычислениями
(включая поддержку необходимых протоколов взаимодействия), средства поддержки


пользовательского интерфейса и др. Такие инфраструктуры использовались как отдельными
компаниями (IBM), так и в международных проектах (UNIX - ориентированная интеграционная
среда) . Применяемые идеи и технологии не позволяли до сих пор решить
радикально архитектуру промежуточного слоя.

OMG на основе объектной технологии и идеи интероперабельности вводит концепцию
промежуточного слоя последовательно, радикально и до конца. Технически интероперабельность
компонентов (представляемых объектами) решена введением базовой объектной модели,
унифицированного языка спецификации интерфейсов объектов, отделением реализации
компонентов от спецификации их интерфейсов, введением общего механизма поддержки
интероперабельности объектов (брокера объектных заявок, играющего роль "общей шины",
поддерживающей взаимодействие объектов). Тем самым достигается однородность представления
компонентов и их взаимодействия. Далее, для формирования информационной арxитектуры
вводится слой унифицированных (ортогональных) служб, которые используются как при
конструировании прикладных систем, так и для формирования функционально законченных
средств промежуточного слоя, предлагающих конкретные виды услуг. Существенно, что и службы
и средства представляются однородно своими объектными интерфейсами, что позволяет
обеспечить их интероперабельность посредством брокера объектных заявок.

Объектная модель OMG. Объектная модель OMG определяет общую объектную семантику для
спецификации базовыx характеристик объектов стандартным, независимым от реализации
образом.

Объектная модель OMG определяется в виде объектной модели -- ядра (Core Object Model (COM))
и совокупности расширений. Объектная модель -- ядро специфицирует некоторый набор базовых
понятий. Примерами понятий COM являются объекты, операции, типы, отношение тип/подтип,
наследование, интерфейс типа. Каждое расширение вводит дополнительный набор понятий.
Расширяться может либо COM, либо уже существующие и согласованные расширения.


При этом
вводится понятие профиля, как некоторой комбинации COM и одного, или нескольких
расширений, вместе поддерживающих определенную целевую архитектуру.

Эталонная модель архитектуры OMG. Эталонная Модель определяет
концептуальную схему для поддержки технологии, удовлетворяющей техническим требованиям
OMG. Она идентифицирует и характеризует компоненты, интерфейсы и протоколы, составляющие
Архитектуру Управления Объектами OMG (Object Management Architecture (OMA)), не определяя,
впрочем, их детально.

Согласованная с OMA прикладная система состоит из совокупности классов и экземпляров,
взаимодействующих при помощи Брокера Объектных Заявок (Object Request Broker (ORB)).
Объектные Службы (Object Services) представляют собой коллекцию служб, снабженных
объектными интерфейсами и обеспечивающих поддержку базовых функций объектов. Общие
Средства (Common Facilities) образуют набор классов и объектов, поддерживающих полезные во
многих прикладных системах функции. Прикладные объекты представляют прикладные системы
конечных пользователей и обеспечивают функции, уникальные для данной прикладной
системы.


Содержание раздела